Давным-давно, в далекой-далекой…еще, на тот момент, Советской России существовал анекдот про приближение НАТО к границам России.
«Американский генерал в своем штабе рассматривает на стене карту военных баз США. Как известно, вокруг России их сотни. Наконец, генерал изрекает: «Как смели эти русские провести свои границы так близко от наших военных баз!?»», – вот этот старый, как мир, анекдот.
Нам-то с вами смешно, но вот за океаном думают-то именно так! И кто бы вы думали думает? Министр обороны США Чак Хейгел, заявивший в точно таком же ключе, но в отличие от нас с вами, он серьезно так думает! Да и не один он, но обо всем по порядку.
«Требования к армии в будущем только вырастут и станут более разнообразными и сложными. Угрозы от террористов и боевиков сохранятся на долгое время. Но нам также нужно иметь дело с ревизионистской Россией, с ее современной и боеспособной армией на пороге НАТО», – заявил Хейгел, выступая в Вашингтоне.
После таких речей, только ленивый не вспомнит времена Холодной войны, когда противостояние стран Варшавского договора и НАТО, созданного с целью противостояния им, достигло своего апогея. Хотя, наверное, не все из нас знают про Карибский кризис 1962 года, когда весь мир стоял на атомной бочке.
В общем, отдуваться пришлось одному из подчиненных Хейгеля – Джону Кирби, вместе с небезызвестной в России Джен Псаки.
«В этой речи (Хейгела, прим. Автора) не было угрожающих заявлений в адрес какой-либо страны», – заявил представитель Пентагона на совместном с Госдепартаментом брифинге. По его словам, ситуация вокруг Украины и действия РФ вынуждают США поддерживать инфраструктуру своих союзников в НАТО.
На просьбу одного из журналистов пояснить, что имел в виду Хейгел, назвав Россию «ревизионистской», Кирби ответил: «Нам представляется, что их намерение – вернуться назад к славным дням Советского Союза». На справедливый вопрос Мэтта Ли, которого в России так же давно все знают по его извечной борьбе с вечно ничего не знающей Псаки, по поводу того, каким образом Россия могла приблизиться к НАТО, когда в действительности альянс приблизился к границам России за счет включения новых стран-членов, Кирби ответил: «Очевидно, президент Путин так смотрит на вопрос, но мы на это смотрим точно не так».
«НАТО – не антироссийский альянс, это альянс безопасности… Нет причин кому-либо смотреть на расширение как на угрожающий шаг», – заявил представитель Пентагона. При этом соведущая брифинга от Госдепартамента заявила, что, по ее мнению, угроза исходит как раз от России, а не от НАТО.
«Другие страны ощущают угрозу (со стороны России, прим. Автора)», – заявила Псаки, после чего, в свойственной только ей манере, просто свернула дискуссию.
В этом свете не удивительно заявление Министра обороны России Сергея Шойгу, которое он сделал в минувший четверг. В нем он выразил серьезную озабоченность словами Хейгела о необходимости подготовки американской армии к тому, чтобы «иметь дело» уже с «современными и боеспособными» российскими вооруженными силами у «порога НАТО».
«Это свидетельствует о проработке Пентагоном сценариев операций у границ нашей страны», – заявил министр, при этом отметив, что «сегодня необходим беспристрастный диалог по всей повестке наших взаимоотношений с западными партнерами для поиска путей сохранения баланса сил и укрепления стратегической стабильности».
Об особых планах Пентагона говорят и красноречивые слова президента Обамы, который так же поставил Россию на одну доску с террористами, назвав «российскую агрессию» среди трех мировых угроз – наряду с ближневосточной экстремистской группировкой «Исламское государство» и вирусом Эбола.
Эту речь Обамы в Москве назвали «набором клише и пропагандистских лозунгов». Глава российского МИД Сергей Лавров сказал, что такие оценки «за гранью добра и зла».
Тут остается лишь добавить, что сама Россия неоднократно заявляла, что не является стороной внутриукраинского конфликта и абсолютно не причастна к событиям на юго-востоке Украины: никаких агентов спецслужб, войск там нет. Минобороны РФ не раз сообщало, что не поставляет ополченцам военной техники, боеприпасов и другой помощи.
Что до Североатлантического альянса, то он вплотную приблизился к границам России еще в 1999 и 2004 годах, когда в НАТО вступили сначала Польша, а затем Эстония, Латвия и Литва. Суммарные военные расходы стран НАТО в 2013 году составили 1 триллион долларов, из них почти 600 миллиардов приходятся на США. Для сравнения российский военный бюджет составляет 68 миллиардов долларов, с запланированным ростом до 98 миллиардов к 2016 году.