Загрузка...
Вы здесь:  Главная  >  В России  >  Текущая статья

Скончался основатель Театра на Таганке

  /   05.10.2014  /   Нет комментарий

На 98-м году жизни скончался основатель московского Театра на Таганке, режиссер, народный артист России Юрий Петрович Любимов…

На 98-м году ушел из жизни основатель московского Театра на Таганке, режиссер, народный артист России Юрий Петрович Любимов. В четверг он был госпитализирован в тяжелом состоянии с общим недомоганием в Боткинскую больницу Москвы, где и скончался в воскресенье, несмотря на усилия врачей больницы.

Любимову 30 сентября исполнилось 97 лет. За свою многолетнюю творческую деятельность он успел сыграть на сценах Студии МХАТ II, Театре имени Вахтангова, служил артистом Ансамбля песни и пляски НКВД. В общей сложности он отдал более 80-и лет театру.

 

Биография

skonchalsa_osnovatel_Teatra_na_Taganke_(2)Юрий Петрович родился 30 сентября (19 сентября по старому стилю, прим. Автора) 1917 года в городе Ярославле.

В 1922 году вместе со своей семьей переехал в Москву, где учился в электромеханическом техникуме, при этом, одновременно занимаясь в хореографической студии.

В 1934 году Любимов поступил в Студию МХАТ II, на сцене которой сыграл свою первую роль в спектакле «Мольба о жизни» Жака Дюваля.

В 1936 был принят в Театральное училище при Театре имени Евгения Вахтангова. После окончания студии он начал работать в этом же театре, но вскоре был призван в армию.

С 1941 года по 1946 год служил артистом Ансамбля песни и пляски НКВД.

После демобилизации Любимов вернулся в Театр имени Вахтангова, где с 1946 года по 1964 год был ведущим артистом. На его сцене он сыграл более 30 ролей, среди которых на наиболее известны: Олег Кошевой («Молодая гвардия»), Шубин («Накануне»), Крис («Все мои сыновья»), Сирано («Сирано де Бержерак»), Тятин («Егор Булычев и другие»), Бенедикт («Много шума из ничего»), Валентин («Два веронца»), Треплев («Чайка»), Ромео («Ромео и Джульетта»), Моцарт («Маленькие трагедии»).

Дебют Юрия Петровича в кино состоялся в фильме 1941 года «Цветные новеллы» режиссера Александра Мачерета. В общей сложности Любимов снялся в 18 фильмах и трех фильмах-спектаклях, в том числе: «Дни и ночи» (1945 год), «Беспокойное хозяйство» (1946 год), «Робинзон Крузо» (1947 год), «Кубанские казаки» (1950 год), «Три встречи» (1950 год), «Белинский» (1953 год), «На подмостках сцены» (1956 год), «Много шума из ничего» (фильм-спектакль, 1956 год), «Человек с планеты Земля» (1959 год), «Каин XVIII» (1963 год).

Первый режиссерский опыт Юрия Любимова относится к 1959 году, когда он поставил пьесу Александра Галича «Много ли человеку надо» на сцене Театра имени Вахтангова.

В 1953 году Любимов стал преподавателем Театрального училища имени Бориса Щукина.

В 1964 году он положил начало Театру на Таганке, где в общей сложности поставил около 50 спектаклей, называемых критиками не иначе, как «спектакли, явившие собой художественные вершины мирового театра ХХ века». Все началось с «Доброго человека из Сезуана» Бертольда Брехта, которым и открылся театр. В спектакле участвовали Алла Демидова, Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Зинаида Славина, Борис Хмельницкий, Вениамин Смехов.

«Спектакль так хорош, – писали рецензенты тех лет, – что он равноценен во всех своих частях и во всех исполнителях. Здесь нет премьеров, здесь есть коллектив. А ведь именно с этого начинается настоящий театр».

В Театре на Таганке Любимов поставил спектакли: «Гамлет», «А зори здесь тихие…», «Павшие и живые», «Пугачев», «Жизнь Галилея», «Послушайте», «Мастер и Маргарита», «Дом на набережной», «Борис Годунов», «Шарашка», «Электра», «Самоубийца», «Медея», «Хроники В. Шекспира», «Евгений Онегин» и многие другие.

В этот период режиссер поставил несколько драматических спектаклей и за рубежом: «Десять дней, которые потрясли мир» по книге Джона Рида (1975 год, Гавана, Куба), «Преступление и наказание» по Федору Достоевскому (1978 год, Театр Вигсинхаз, Будапешт, Венгрия), «Обмен» по Юрию Трифонову (1979 год, Театр Сиглигеты, Сольнок, Венгрия), «Трехгрошовая опера» по Бертольду Брехту (1981 год, Национальный театр, Будапешт) и другие.

В марте 1984 года Юрий Любимов был освобожден от должности художественного руководителя Театра на Таганке, а 11 июля 1984 года указом Президиума Верховного Совета СССР лишен советского гражданства. Этому решению властей предшествовало годами копившееся напряжение, постоянные нападки на театр, запрет спектаклей «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов», запрет репетиций «Театрального романа». Все это заставило режиссера пойти на обострение отношений c властью.

Любимов уехал за рубеж, где продолжал работать. В этот период он поставил спектакли «Преступление и наказание» Достоевского (удостоен высших театральных премий, в том числе в Австрии – Премии Иозефа Кайнца), «Бесы» по роману Достоевского (лондонский театр Альмида), в стокгольмском Королевском драматическом театре поставил спектакли «Пир во время чумы» и «Мастера и Маргариту» и другие.

На тот же период пришелся ряд самых престижных премий Юрия Любимова в области оперного искусства, он неоднократно признавался лучшим оперным режиссером в Италии, Германии, Англии, Швейцарии. Спектакли по русской и мировой оперной классике, а также по современным зарубежным операм заставили говорить о Любимове как о крупнейшем реформаторе оперы в XX веке. Среди оперных постановок Юрия Любимова – «Дон Джованни» Моцарта (Будапештская опера), «Четыре грубияна» Вольфа-Феррари (Мюнхен), «Лулу» Берга (Турин), «Саламбо» Мусоргского (Неаполь, театр Сан Карло и Париж, Гранд Опера), «Енуфа» Яначека (Оперный театр Цюриха, Швейцария, и театр Ковент Гарден, Лондон) и другие. Всего он создал более 20 оперных постановок на лучших сценах мира.

skonchalsa_osnovatel_Teatra_na_Taganke_(1)23 мая 1989 года Юрию Любимову было возвращено советское гражданство, а его имя как художественного руководителя и постановщика спектаклей вновь появилось на афишах Таганки.

После возвращения в страну им были поставлены спектакли «Пир во время чумы» (по «Маленьким трагедиям» Пушкина), «Самоубийца» по Эрдману, «Электра» по Софоклу, «Живаго (Доктор)» по Пастернаку, «Медея Еврипида» по Еврипиду, «Подросток» и «Братья Карамазовы» по Достоевскому, «Марат-Сад» по Вайсу, «Шарашка» по Солженицыну, «Хроники» по трагедиям Шекспира, «Евгений Онегин» по роману Пушкина, а к тридцатипятилетию театра на Таганке восстановлен спектакль «Добрый человек из Сезуана». В мае 2011 года состоялась премьера спектакля «Маски и души».

Одновременно режиссер продолжал работу за рубежом. Там, им были поставлены спектакли: «Подросток» по Федору Достоевскому и «Комедианты» по Александру Островскому в хельсинкском Национальном театре; «Чайка» по Антону Чехову и «Кредиторы» по Августу Стриндбергу в афинском театре Дионисия; «Птицы» по фрагментам пьесы Аристофана на Театральный фестиваль в Дельфах; «Вишневый сад» по Антону Чехову в театре Кати Дандулаки, Афины. Создавал оперные постановки «Леди Макбет Мценского уезда» на музыку Дмитрия Шостаковича (Штатсопер, Гамбург); «Пиковая дама» Петра Чайковского (Штатсопер, Карлсруэ; Штатсопер, Бонн); «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева (Штатсопер, Мюнхен); «Набукко» Джузеппе Верди (Штатсопер, Бонн).

В июле 2011 года на гастролях Таганки в Чехии произошел конфликт режиссера и труппы, которая потребовала выплаты денег перед публичной репетицией. После этого Любимов заявил, что покидает театр и подал в столичный департамент культуры заявление об уходе.

С 16 июля 2011 года приказом департамента культуры Москвы Юрий Любимов был освобожден от должностей художественного руководителя и директора Театра на Таганке.

В марте 2012 года в Театре имени Вахтангова в Москве состоялась премьера спектакля Юрия Любимова «Бесы». Затем режиссер поставил в Большом театре оперу Александра Бородина «Князь Игорь», премьера прошла 8 июня 2013 года.

Юрий Любимов был женат третьим браком на венгерской журналистке Каталин Кунц, у режиссера остались два сына – Никита и Петр.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 голосов, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам может быть интересно...

Российский Ил-20 был сбит ракетой сирийских ПВО

Читать далее →