В то же время, по мнению Главного научно-экспертного управления ВРУ, особый период в энергетике — это дискуссионный вопрос, т. к. он определен законами, регулирующими хозяйственную деятельности в «особый период», связанный с введением военного положения и соответствующих действий по мобилизации экономики. То есть, только после объявления президентом Украины военного положения может наступить особый период для экономики, частью которого является ТЭК. Но чтобы снять с себя подозрения в «пособничестве врагу», эксперты предлагают уточнить, что Кабмин волен объявить особый период в энергетике в связи с ограничением или прекращением поставок российского газа.
Зато частые отсылки на обязательства перед Энергетическим Сообществом содержатся в другом законопроекте, который устанавливает особенности реформирования нашей газотранспортной системы. Согласно тексту проекта, функции оператора ГТС теперь возлагаются не на определенное предприятие, как раньше, а на субъекта хозяйствования, собственником которого может быть как государство, так и юридическое лицо, представляющее Европейский Союз, США или же Европейского энергетического сообщества. Юрлицо должно иметь собственную систему транспортировки газа или входить в Европейскую сеть операторов системы его транспортировки. Кроме этого, законопроект допускает появления и отдельных операторов подземных хранилищ газа (ПХГ). В случае совместного с юрлицом управления как ГТС, так и ПХГ, за государством остается 51% корпоративных прав. В общем, участник управления нашими магистралями может быть только из Европы или США. Дело за малым — увидеть список компаний, которым, по мнению правительства, стоит доверить наше национальное достояние.
Тем временем, «Нафтогаз» не считает зазорным покупать в Европе газ по цене, ранее предложенной «Газпромом». Напомним, что на переговорах, которые длились практически весь май, российская сторона предложила украинской скидку в 100 долларов с цены 485 долл. за тыс.куб.м, которая стала действовать для Украины после отмены ранее действовавших льготных тарифов. Однако украинская сторона отказалась от цены в 380 долларов, чтобы потом покупать газ по 360-370 долл. у европейских поставщиков, о чем недавно сообщил глава «Нафтогаза» Андрей Коболев. Он же высказал вполне логичную идею довести стоимость газа внутренней добычи (который идет населению) до импортного. И чтоб не откладывать дело в долгий ящик — поставить новую цену уже в этом отопительном сезоне. Почему «неразумно» делать внутреннюю цену на газ ниже Коболев внятно не объяснил. И в этой связи закрадывается подозрение, что вся непримиримость украинской стороны на переговорах с российским поставщиков, все эти обвинения в «газовой агрессии» делались исключительно с этой целью: поднять цену на газ для населения до уровня промышленности. Ведь кто-то должен давать «Нафтогазу» барыши даже в «особый период» для энергетики. А вдохновленное новой победой над «российским агрессором» украинские патриоты даже ни на секунду не должны задуматься, почему наш газ стал таким же дорогим, как и российский, полученный из Европы. Не нужно думать, нужно гордиться энергетической независимостью, которая стоит дорого.