Загрузка...
Вы здесь:  Главная  >  В мире  >  Текущая статья

Урбанизация или каменные джунгли вокруг нас

  /   24.06.2014  /   Нет комментарий

Считается, что человек является чрезвычайно приспособляемой системой, способной выживать в широком диапазоне условий окружающей среды. Он может вести свое существование, практически в любых природных условиях, способен даже на непродолжительное нахождение в зоне повышенной радиации. Но существуют такие ситуации, когда эта система дает сбой

Urbanizacia_ili_kamennii_djungli_vocrug_nas_(1)Если говорить о современном человеке, то несмотря на весь свой культурный багаж, его генетически запрограммированные механизмы, унаследованные им от природы, никто не отменял. Ведь уже не происходит отбор на выживание по их наличию, отсутствию или вариациям, и данные механизмы продолжают существовать в относительно неизменном виде. Поэтому человек продолжает обладать огромным количеством подобных связок «сигнал – реагирование», многие из которых остаются совершенно неисследованными. Раз подобные механизмы сформировались, они имеют возможность запускаться и в современных условиях, очень далеких от исходных. Так, существует врожденный страх высоты, в той или иной степени свойственный всем людям, он проявляет себя в боязни летать на самолетах. Существует страх воды, под действием которого возникает боязнь передвигаться водным транспортом, страх пещер под действием которого формируется фобия метро и вообще закрытых пространств. И хотя подобные тревожные (или агрессивные) формы реагирования жителя современного города на тот или иной ключевой сигнал, не обоснованы. Например, вероятность разбиться при аварии самолета составляет всего 0,0000000022%, но при этом такая реакция является вполне «нормальной», так как свойственна человеку как биологическому образованию и хотя бы в минимальной степени присуща всем людям.

Вот теперь, полностью разобравшись в том, почему это происходит (наш первый вопрос), мы плавно переходим ко второму, а именно к мерам, которые могут это предотвратить. Существуют два пути. Первый из них, состоит в максимальном разделении тех признаков, которые запускают биологически-запрограммированную реакцию, и тех, которые связаны с условиями городской жизни. Так, например, современные станции метро делаются достаточно просторными, чтобы не «всплывала» ассоциация с пещерой, хотя достаточно трудно этого достичь в отношении первого этапа путешествия в метро, спуска по эскалатору. Или, по крайней мере, снизить интенсивность городских признаков, например за счет шумоизоляции транспортных средств (герметичные кабины, экраны вдоль дорог и так далее). Второй же предполагает использовать запуск альтернативных форм реагирования, которые смогли бы затормозить разворачивание тревожных реакций. Одной из таких альтернативных деятельностей является ориентировочная, или познавательная, деятельность. Так, если она разворачивается, то фокус внимания индивида в большинстве случаев перемещается с тревожных сигналов именно на нее. Здесь уместно вспомнить про рекламу, ведь не смотря на всю негативность ее действия, она способна создать благоприятные условия для снятия тревожных состояний городского жителя. Ведь давно уже было замечено, что реклама эксплуатирует «основанные инстинкты» человека и эксплуатирует весьма успешно, разумеется на индустриальном уровне.

Надо заметить, что реклама, как и любое другое смысловое сообщение, действует на многих уровнях. Эволюционный подход к анализу этих уровней порождает много новых идей. Так, наверное, каждый замечал, что если взгляд случайно падает на страницу текста, то совершенно непроизвольно, без осознанного намерения запускается весь процесс чтения. Причем, будучи запущенным, чтение имеет тенденцию разворачиваться и дальше, даже в том случае, если уже стало совершенно ясно, что сообщение, стоящее за данным текстом, совершенно недостойно внимания. Но чтобы остановить процесс чтения требуется усилие воли. Исследования показали, что уже на самом первом уровне – на уровне букв, текст действует как автономный «мотиватор», запускающий ориентировочную реакцию. В настоящий момент даже разрабатывается теория, которая объясняет это тем, что еще в процессе распознавания букв (уже на уровне сетчатки) происходит имитация наблюдения за мелкими насекомыми, которые имеют те же ключевые признаки, что и буквы (размер, цвет, движение). Такого рода наблюдение было чрезвычайно важно, в частности, для приматов, поэтому оказалось зафиксировано на генетическом уровне.

Итак, из всего вышеперечисленного можно заключить, что любой нормальный человек значительно легче будет справляться с состояниями тревожности или раздражительности, спровоцированные современным городом, если ему удастся инициировать познавательный процесс, за счет которого его внимание переместится на какие-то другие сигналы, уже не связанные с тревогой. Главное тут – создать новый, пусть исключительно виртуальный, план жизнедеятельности. И реклама отдыха, например, на Багамских островах один раз за время своего существования сможет стать полезной.

Осталось разобраться с тем, когда состояние тревоги переросло определенный уровень и достигло «ненормальности», а именно когда на фоне стрессовой ситуации у человека развились истинные фобии, не просто неприятные, а ограничивающие сферу его деятельности. Прежде всего, надо иметь в виду, что большая часть «ненормальных» реакций запрограммирована генетически, причем в отношении всех, в том числе и совершенно нормальных людей.

Это значит, что и «ненормальные» реакции имели определенный приспособительный смысл, повышая шансы на выживание вида. Но, проявляясь в новых ситуациях (например, в ситуациях социального взаимодействия), они начинают работать уже против выживания организма. Так, например, показано, что депрессивные реакции напрямую связаны с активизацией иммунной системы, в то время как внешнее поведение иммунную систему «затормаживает». Это связанно с тем, что активность ориентирована либо вовне (поиски пищи, размножение и прочие), либо вовнутрь (болезнь и выздоровление, усвоение питательных веществ и прочие). Но следствием депрессии являются также и попытки к суициду. Если мы имеем случай перехода человека в режим ориентированности вовнутрь (режим депрессии), то наша задача – искать стимулы (в действительности целый комплекс стимулов), связанные с данной реакцией, т.е. ее запускающие и ее тормозящие. Тут уместна аналогия с зимней спячкой медведя, так существуют определенные стимулы, как внутренние, так и внешние, которые запускают процесс перехода из состояния бодрствования в состояние спячки. А есть такие, которые запускают обратный процесс. Точно также и для человека «запрограммированы» стимулы, которые запускают его переход из состояния активной деятельности в состояние, например, депрессии, но также есть такие стимулы, которые должны возвращать его в состояние активности.

Разумеется, чтобы целенаправленно их сымитировать недостаточно одного лишь действия рекламы или другого раздражителя, существующего в фоновом режиме в городской среде. В этом случае необходимы уже специальные психотерапевтические мероприятия, основанные на современных данных эволюционной психологии, с помощью которых осуществляется возврат человека из состояния депрессии, генерализованного тревожного расстройства (психологическое расстройство характеризующееся общей устойчивой тревогой, не связанной с определёнными объектами или ситуациями, прим. Автора) или других «ненормальностей» к обычной жизни, активной, ориентированной вовне, а именно поисковой деятельности. В любом случае, берегите себя от действия каменных джунглей, ведь даже в наш век лечить депрессию намного сложнее, чем не допустить ее появления.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 голосов, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам может быть интересно...

Оливер Стоун снимет фильм о Путине

Читать далее →